Немного о ШНОУ «Эрудит»
Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели МБОУ «СОШ № 29».
Созданная в школе программа «Одарённые дети» предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый ученик мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в сентябре 2017 года в нашей школе было создано школьное научное общество учащихся (ШНОУ) «Эрудит».
Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно – исследовательской работы под руководством учителей школы.
Главная цель ШНОУ «Эрудит» – помочь ребёнку научиться управлять своей исследовательской деятельностью, т. е. перевести его из режима управления в режим самоуправления.
Важным в воспитательном аспекте работы научного общества является решение задачи социализации личности, формирование коммуникативных навыков.
Работа в НОУ позволяет расширить образовательное пространство школы.
И, конечно же, немаловажным является развивающее воздействие на личность ребёнка.
Задачи ШНОУ «Эрудит»:
— развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
— внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
— стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
— совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы;
— повышать уровень и качество образования через идеи гуманной и личностно ориентированной педагогики.
ШНОУ «Эрудит» работает по двум направлениям:
— естественно-научное
— гуманитарное
При работе с одарёнными детьми соблюдаются следующие принципы:
1. применение междисциплинарного подхода;
2. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
3. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
4. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
5. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
6. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
7. оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
8. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
9. установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных ценностей при любых обстоятельствах.
Работа в ШНОУ «Эрудит» ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады). На занятиях секций ШНОУ учащиеся решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками литературы по предметам, готовятся к участию в школьных, городских олимпиадах, исследуют задачи для поступающих в ВУЗы. Некоторые учащиеся одновременно осуществляют работу в разных секциях.
Работа в ШНОУ «Эрудит» имеет для учащихся школы огромное практическое значение.
Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы:
— у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы;
— они могут представить работы для участия в городских, областных и общероссийских конференциях и конкурсах,
— ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.
В заключение хотелось бы ещё раз напомнить о том, что учитель – духовный наставник, обладающий жизненной мудростью и способностью «возвращаться» в детство. «Духоподъемное» качество педагога является залогом пробуждения в ребёнке интереса к исследованию.